Вчера агентство по перспективным исследовательским проектам США объявило названия четырех компаний, которые будут участвовать в конкурсе по разработке нового экспериментального летательного аппарата, сочетающего в себе эффективность самолета с универсальностью вертолета. Три компании предоставили концепцию американскому агентству. Что объединяет эти предложения?
Это все автоматические устройства.
«Самоуправление» не было обозначено как особое требование для экспериментальных самолетов, однако, агентство перспективных исследований США объявило, что лучшие проекты, предоставленные в ходе конкурса, были беспилотными. Это не стало неожиданностью; в соревновании, где скорость, эффективность и грузоподъемность – основные параметры, привлечение пилота стало бы существенным недостатком. Человек по природе хрупок и требует значительных расходов. Все более спорным становится утверждение, что человек в летательном аппарате станет более эффективным по сравнению с цифровыми приборами, по крайней мере, в ряде случаев, например, при доставке грузов в опасные зоны.
В особенности, американское государственное агентство заинтересовано в следующих показателях для летательного аппарата:
• достижение постоянной скорости в 300-400 узлов (555-740 км/ч)
• Повышение эффективности аппаратов в состоянии свободного полета с 60 % до, по крайней мере, 75 %
• Транспортировка рабочей нагрузки эквивалентной, по крайней мере, 40 % от веса самого средства
Интересно проследить, каким образом летательные программы американского агентства эволюционировали в течение последних лет. К примеру, один из проектов начинался с концепции включения пилотов в управление летательными средствами, но в конечном итоге закончился полной автоматизацией.